Программа стажировки для педагогических работников

Программа стажировки разработана для руководителей и специалистов учреждений образования, реализующих программы общего среднего и дополнительного образования.
Содержание стажировки предусматривает развитие профессиональной компетентности в рамках традиционных для белорусской средней школы должностей (учителя, заместителя директора по учебной и методической работе, социального педагога, педагога-психолога, педагога дополнительного образования, методиста), а также содействие в освоении совершенно новых видов профессионально-педагогической деятельности: тьютора, ментора, организатора проектного обучения, тренера-консультанта (специалиста) по сопровождению и поддержке процессов жизненного и профессионального самоопределения ребенка, консультанта (специалиста) по укреплению взаимодействия с родителями, методиста-разработчика образовательных программ, тренера-методиста по развитию коллективной компетентности педагогов, тренера по развитию мягких навыков, валидатора знаний учащихся.

Цель стажировки – обеспечить сопровождаемое профессиональное развитие педагогических работников, заинтересованных в современной организации образовательных процессов на уровне общего среднего и дополнительного образования детей и молодежи.

Длительность стажировки: 10 недель
(с 7 апреля по 15 июня 2021)

Формат стажировки: гибридный
(очная, дистанционная и самостоятельная работа участника)

Задачи стажировки:

  1. Обеспечить освоение новых методов и технологий организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего и дополнительного образования для детей и молодежи на основе компетентностного подхода.
  2. Содействовать разработке участниками стажировки педагогических ресурсов, необходимых для организации самостоятельной инновационной профессиональной деятельности.

Ожидаемый результат:

  • расширение (согласование) видения участников стажировки о проблемах современного образования и моделировании путей их преодоления в своей профессиональной деятельности;
  • углубление знаний в области теоретических основ педагогической профессии, актуальных достижений психологической науки, современных положений педагогики, дидактики и методики преподавания;
  • освоение содержания профессиональной деятельности современного педагога с учетом трансформации образовательных парадигм и целей школьного образования, а также специфики частного учреждения образования “Средняя школа Луч”;
  • разработка, частичная реализация и анализ учебных программы по предметам и дополнительным образовательным курсам, учебные занятия и иные образовательные мероприятия.

Тематический план стажировки

Философское понимание мира устойчивого развития. Роль образования в современном мире. Образование длинною в жизнь. Цели устойчивого развития. Цель №4.

Теория поколений. Поколения Z и Alfa. Запрос на персонализацию. Уровни индивидуализации школьного образования в Беларуси. Персонализированное обучение. Универсальные компетентности и новая грамотность. Личная образовательная траектория.

Учебный предмет в школе: зачем и что? Содержание предмета (архитектура и дизайн). Таксономия Блума. Предметные критерии. Межпредметность. Аутентичность. Модульность. Компетентностно ориентированные задачи.

Обратная связь при реализации персонализированного обучения. Комментирование результатов учебной и внеурочной деятельности. Модель ОИО: описание, интерпретация, оценка. Отчет о достижениях и точках развития учащихся.

Причины трансформации образования. Характеристика современности и технологические изменения. Четвертая промышленная революция. Индустрии 4.0. Проблема безработицы. Профессии будущего.

Психологические и физиологические особенности детей школьного возраста. Мотивация к учебной деятельность и интерес школьной жизни. Девиация подросткового возраста. Барьерная педагогика. Преодоление синдрома отложенной жизни в условиях школы. Проектное обучение.

Эффективное занятие. Целеполагание на учебном занятии. Этапность. Дифференциация. Организация работы учащихся на уроке. Групповая и индивидуальная работа. Проектное обучение. Исследование и эксперимент на учебном занятии. Индивидуальный маршрутный лист. Рефлексия.

Родительское сообщество и школа. Каналы взаимодействия с родителями. Родительские собрания, конференции и консультации. Стипендиальные и грантовые программы в школе.

Компетентностный подход и специфика его реализации на уровне учреждений общего среднего и дополнительного образования для детей и молодежи. Методология ОУР и ее реализация в подходах ОСЭР. Основы технологизации образовательного процесса.

Образовательная среда и школьное сообщество как ключевые условия организации образовательного процесса на основе компетентностного подхода. Стимулирование и поддержка детских и молодежных социально значимых инициатив. Стипендиальные и грантовые программы в школе Луч.

Образовательная деятельность учащихся вне учебного занятия. Самостоятельная (домашняя) работа: зачем и как? Внепредметное обучение. Как учить учиться?

Современные профессиональные роли в школе. Педагогическое взаимодействие. Ценности. Репутация. Стили общения. Лидер и лидерство в школьном образовании.

Цифровые инструменты в профессиональной деятельности. 

Тенденции реформирования образования. Тренды школьного образования 2021 (мир и Беларусь). Проблемы и актуальные характеристики современной белорусской школы. Международное исследование качества общего среднего образования PISA.

Чему учить в школе? Четырехмерная образовательная модель. От предметного содержания образования к развитию ресурсов личности. Образ выпускника и управление качеством образования школы Луч.

Цели и задачи политики оценивания. Стратегии оценивания. Содержание и практики реализации формирующего оценивания. Текущая, промежуточная и итоговая аттестация по предмету. Констатирующая работа.

Самообразование. Диагностика профессиональных компетентностей. Персонализированный маршрут развития профессионала. Ресурсы. Как все успеть?

Внутренняя коммуникация школы: принцы, каналы, правила. Связи и отношения, поддерживаемые совместной деятельностью.

Прохождение стажировки предполагает:

  • интерактивное участие в обучающих учебных семинарах с теоретической и практической работой,
    дистанционное и самостоятельное изучение материалов по темам стажировки, включая учебные модули, видео;
  • практическую работу по построению архитектуры учебной программы курса или предмета, а также межпредметного календарно-тематического планирования;
  • разработку карт диагностики учебных занятий, посещение и анализ учебных занятий и внешкольных мероприятий;
  • дизайн учебных занятий, разработку предметных модулей и индивидуальных маршрутных листов для учащихся;
  • взаимообучение в рамках групповой и парной работы;
  • построение личной образовательной траектории учащегося;
  • чтение и обсуждение профессиональной литературы, расширение педагогической “насмотренности”;
  • участие в качестве эксперта в диагностирующем оценивании и мотивационных собеседованиях учащихся набора 2021/2022 учебный год.